Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
�зображения:
  • 424000 Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, 157
  • 8(8362)421592
  • liceyalex11@yandex.ru

Научите детей радоваться

Количество просмотров: 1196

Мы каждый день откладываем счастье на завтра. «Вот сделаю ремонт, куплю машину – квартиру – компьютер – новый айфон, получу работу, и настанет у меня счастье». Не настанет, если до квартиры, работы или машины его не было. Нет никакой точки отсчета, за которой начинается счастье. Вы заметили, как дорожает наша радость с годами? Если в детстве нам было достаточно конфетки, игрушки или возвращения мамы с работы, то теперь для того, чтобы испытать такие чувства, необходима новая шуба или машина. То есть за радость мы платим в тысячи раз больше. Но ведь радость – это чувство, то есть нечто нематериальное. И с годами она не становится более качественной и дорогой. Просто мы разучились радоваться и, чтобы испытать эти чувства, нам нужны все большие «дозы» вещей. Я – детский психолог, более 25 лет работаю в школе. В последнее время я стала замечать, что и с нашими детьми происходит какая-то эмоциональная деформация. Спрашиваю детей (любого возраста): «Что такое радость?». Получаю ответ: «Это когда тебе купили…, подарили…». Других вариантов почти нет. Что это? Дети тоже разучились радоваться? Или мы, неумеющие радоваться, просто их не научили? Тогда давайте сами разберемся, что же такое радость, счастье. Обычно счастье мы связываем с прошлым или будущим: «Я был очень счастлив, когда…» или «Я буду счастлив, когда…». Но никогда не говорим о счастье в настоящем. Говоря о счастье, мы имеем в виду некие материальные блага и события в профессиональной, творческой или личной сфере, которые дают чувство превосходства, ощущение безопасности или нужности и т.д. Но когда это приходит, счастье как-то быстро проходит, а само событие перестает радовать, переходя в привычку. А потом появляется какое-то подлое обстоятельство, омрачающее счастье. То есть счастье – это нечто, о чем все мечтают, но никто не обладает. Вот так и живем в промежуточном состоянии «между прошлым и будущим», которое счастьем не считается. Счастье – это не внешние обстоятельства, оно находится внутри вас. Это, прежде всего, ваш взгляд на мир. А источники счастья – во всем, что вас окружает. Не откладывайте радость на завтра! Радуйтесь сегодня, сейчас. Попробуйте обрадоваться чему-то. Солнцу, туману, первой утренней чашке кофе, снегу или дождю, яркой апельсиновой корке на сером асфальте, метели, капели, чему угодно. Обрадуйтесь новому дню, его приход – тоже событие. Получается? Все это замечательно, скажете вы. А как учить радости детей? Как и взрослые люди, дети радуются и злятся, сочувствуют и любят, испытывают чувство тревоги, разочарования или гордости. Но в отличие от взрослых не всегда могут выразить свои эмоции. Как научить ребенка радоваться, сопереживать, преодолевать страхи, справляться с гневом? Известно, что положительный фон настроения — одно из важных условий психологического здоровья ребенка. Научить детей радоваться при помощи специальных методик и упражнений невозможно. Вы косвенно создаете радостное настроение детей, демонстрируя жизнелюбие, чувство юмора, разделяя с ними свою радость. Но детей можно научить находить разнообразные источники положительных эмоций (желательно не материальные). Во время уроков и прогулок обращайте их внимание на цвет неба за окнами, солнечные зайчики на стенах, пение птиц, восхищайтесь вместе с ними. Обращайте внимание детей на положительные моменты на уроках или в игре со сверстниками: как это здорово и весело — вместе решать задачку, придумывать сказку, играть в салочки, прятки или изображать героев любимых мультфильмов. Предложите детям нарисовать радостные и приятные моменты, которые случились с ними в течение вечера, выходного дня или каникул. Обсудите, в каких ситуациях они испытывали чувство радости. Таким образом, вы будете фиксировать для детей их положительные эмоции, они начнет их осознавать, а позже сами научаться находить повод порадоваться в окружающем мире. Проявляйте заинтересованность в том, чем заняты дети. Фокусирование даже на маленьком прогрессе создает положительную атмосферу, ребята начинают верить в себя, собственные силы. А теперь упражнение для детей и для взрослых. «Вспомните моменты вашей жизни, когда вы испытывали радость, когда хотелось летать, когда в вашем голосе звенели серебряные колокольчики. Почувствуйте радость, ощутите ее в вашем теле. Войдите в эту радость, станьте с ней единым целым. Представьте радость в виде воздушного шара, который находится в вас. Вот он, такой огромный и легкий, и вы вместе с ним буквально поднимаетесь над землей. А теперь ваша радость превратилась в облако радужных и переливающихся мыльных пузырей. Их так много, что они наполняют и вас, и все пространство вокруг. А еще радость можно увидеть маленьким пушистым котенком. Он уютно пристроился где-то на нижнем ребре и трется нежной бархатистой мордочкой о ваше сердце. Какой образ вам легче дался, что вам легче увидеть в себе? Прекрасно, а теперь представьте радость как золотую рыбку, лежащую на вашей диафрагме. Загадайте ей свое самое заветное желание, и оно непременно сбудется! Проверьте!» Составьте себе и детям позитивные утверждения, повторяйте их так часто, как сможете. Вот несколько примеров. «Жизнь – это радость и счастье!» «Я радуюсь каждому дню!» «Я излучаю спокойствие и радость!» И еще все, что угодно. Главное, утверждения должны быть позитивными, не содержать частицу «нет». Удачи вам! Волкова Н.И., школьный психолог